Великий и могучий Аллах сказал: “О, если бы ты видел, как грешники пребывают в пучинах смерти, и ангелы простирают к ним руки, говоря: “Расставайтесь ныне со своими душами! Сегодня вам воздадут унизительным наказанием за то, что вы возводили на Аллаха навет и пренебрегали Его знамениями”.”(Сура “Скот”, аят 93)
Он также сказал: “Если бы ты видел, как ангелы упокаивают неверных и бьют их по лицу и ниже спины [со словами:] “Вкусите наказание огненное за то, что сотворили ваши десницы! Аллах никогда не притесняет своих рабов”.” (Сура “Добыча”, аяты 50-51)
Смысл этих аятов в том, что если бы ты увидел, как неверные расстаются с жизнью, то, воистину, ты узрел бы ужасное, пугающее и неприятное зрелище. Они пребывают в пучинах смерти, удрученные ее тяготами и ее злом. Ангелы возвещают им об ожидающих их адских муках, наказании, огненных оковах и цепях, об обжигающем пламени, кипящей воде и гневе Милостивого и Милосердного. Душе неверного велят покинуть тело, но она не желает повиноваться и выходить, и тогда ангелы бьют его по лицу и спине. Они бранят неверных и грубо обращаются с ними, потому что те заслужили это своими злодеяниями. Это воздаяние – справедливое возмездие великого Аллаха, который никогда не поступает несправедливо со своими творениями. Хвала Ему, и Он превыше всякого деспотизма! (См. Ибн Касир 2/157 и 319.)
В священном хадисе Пророк Мухаммад передал, что всевышний Аллах сказал: “Рабы Мои! Я запретил себе поступать несправедливо и запрещаю это вам, посему не будьте несправедливы… Рабы Мои! Я сосчитаю все ваши деяния и воздам сполна за каждое из них. Кто из вас получит добро, пусть воздаст хвалу Аллаху; а кто получит иное, то пусть порицает только себя самого”. (Муслим 2577)
Радость правоверных от встречи с Господом
Всевышний Аллах сказал: “Воистину, к тем, которые признали, что Аллах – Господь их, и были стойки на прямом пути, нисходят ангелы [и говорят:] “Не бойтесь и не печальтесь, возрадуйтесь раю, обещанному вам. Мы – ваши друзья и в этой, и в будущей жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души; для вас там все, что вы попросите в качестве угощения от Прощающего, Милосердного”.” (Сура “Разъяснены”, аяты 30-32)
В этих священных аятах Господь открыл правоверным благую весть о том, что ангелы будут спускаться к ним при смерти, во время пребывания в могилах и в День воскресения. Они укроют их сенью спокойствия и безопасности и внушат им, что бояться грядущих великих событий – не их удел и что они не должны печалиться о том, что оставили в мирской жизни своих детей, свои семьи и свое богатство, ведь Аллах возместит им все сполна. Ангелы обрадуют их вестью о том, что по милости Господа им удалось избежать зла и обрести великое благо. И благо это состоит в том, что всевышний Аллах обезопасит их от страха, так что все беды и потрясения Судного дня покажутся им усладой и отдохновением. Ангелы также откроют верующим в момент их смерти, что были их спутниками в этой жизни и по повелению Господа помогали им и охраняли их. Они сообщат им, что и в будущей жизни будут сопровождать их: разделят с ними одиночество в могилах и при дуновении в рог ангела Исрафила, будут оберегать их при пробуждении и воскрешении, помогут им миновать мост, проходящий по хребту ада, и введут их в райские сады блаженства. В самые мучительные мгновения расставания с мирской жизнью ангелы обрадуют правоверных известием о том, что их обителью станет рай, где они найдут усладу для глаз и получат все, чего только пожелают и как только пожелают. Все это – дар, милость и щедрое угощение Аллаха, который смилостивился над ними, простил их грехи и сокрыл их пороки.[1] Господи, не лишай нас своей милости и этого безграничного блаженства!
Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха сказал: “Аллах желает встречи с тем, кто желает встречи с Ним, и ненавидит встречу с тем, кому ненавистна встреча с Ним”. Она спросила его: “О Пророк Аллаха, а как же наша неприязнь к смерти, ведь она неприятна каждому из нас?” Он ответил: “Это не то. Верующий, когда ему сообщают о милости Аллаха, Его довольстве и рае, желает встречи с Аллахом, и потому Аллах тоже желает встретиться с ним. А неверный, когда ему сообщают о наказании и гневе Аллаха, ненавидит встречу с ним, и потому Аллаху тоже ненавистно встречаться с ним”. (Аль-Бухари 6507, Муслим 2684)
Хадис о том, что ожидает человека после смерти и в могиле
Один из сподвижников Посланника Аллаха аль-Бара ибн Азиб рассказывал: “Однажды мы отправились вместе с Пророком хоронить одного их мусульман Медины. Мы подошли к могиле, когда ее еще рыли. Посланник Аллаха сел лицом к Мекке, и мы уселись вокруг него, боясь даже шелохнуться [из уважения к Пророку. – К.Э.] Он держал в руке веточку и разгребал ею землю. Затем он вдруг посмотрел на небо, затем на землю. Трижды он поднимал и опускал взор, а затем сказал: “Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!” — он повторил это два или три раза, после чего продолжил. “Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы со светлыми, точно солнце, лицами. Они приносят с собой саван и благовония из рая, и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти – мир ему! – [2] и усаживается у его головы и говорит: “О благая душа! (в другой версии этого хадиса говорится: “О умиротворенная душа!”) Выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха.” Душа правоверного покидает его тело, подобно тому как капля вытекает из горла сосуда, и тогда все ангелы, находящиеся между небесами и землей и на небесах, благословляют ее. Пред ней открываются все врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа взошла на небеса через них. Ангел смерти прибирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают ее и облекают в саван с благовониями. Об этом сказал Всевышний: “Упокоят его Наши посланцы, – а они ни в чем не делают упущений”. (Сура “Скот”, аят 61). После этого душа начинает благоухать, словно испуская самый прекрасный аромат мускуса, который только можно найти на земле. Затем ангелы возносят душу на небеса. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: “Чья это прекрасная душа?” Им отвечают: “Такого-то, сына такого-то.” Они называют верующего самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, и врата отворяются. Ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигает седьмого неба. Тогда великий и могучий Аллах говорит: “Впишите весть о Моем рабе в верховьях рая в ‘иллиййун.”
Затем Пророк прочел аяты Корана: “И откуда тебе знать, что такое ‘иллиййун? Это — книга начертанная. Свидетельствуют про нее приближенные,” (Сура аль Мутаффифин, 83: 19-21) — и продолжил. Тогда ангелы вписывают весть о нем в ‘иллиййун, и им велят: “Верните его на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз.” Ангелы возвращают душу верующего на землю, так что она возвращается в тело и слышит шаги удаляющихся от нее людей. Затем к верующему приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его: — Кто твой Господь?
Он отвечает: — Мой Господь – Аллах.
— Какова твоя религия?
— Моя религия – Ислам.
— Что за человек был послан к вам?
— Это был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир.
— Как же ты поступал?
— Я читал Книгу Аллаха, уверовал в нее и был верен этому.
Они пробуждают его и спрашивают, кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой Пророк? Это последнее искушение, которое постигает правоверного. О нем сказал великий и могучий Аллах: “Аллах поддерживает верующих словом твердым в мирской жизни…”. (Сура “Ибрахим”, аят 27). Благодаря этому верующий отвечает, что его Господь – Аллах, его религия – Ислам, и его Пророк – Мухаммад, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир.
Тогда голос с небес возвещает: “Правдив Мой раб. Расстелите для него райские красоты, оденьте его в райские наряды, откройте для него врата в рай.”
Ему приносят райские милости и благоухания, и его могила расширяется до просторов, которые только может объять его взор. Пред ним предстает мужчина с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающий приятным ароматом и говорит: “Я сообщу тебе нечто, что осчастливит тебя. Возрадуйся благосклонности Аллаха и райским садам с вечными прелестями. Этот день был обещан тебе.”
Верующий вопрошает: “Кто же ты, да облагодетельствует тебя Аллах? Твой лик несет добро, кто ты?”
“Я – твои благодеяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты спешишь быть покорным Аллаху и избегаешь Его ослушания. И вот, Аллах воздал тебе добром.”
Затем для верующего открываются врата в рай и врата в ад. Ему говорят: “Он был бы твоей обителью, если бы ты ослушался Аллаха, но Аллах заменил тебе его этим.”
Когда же он узреет то, что есть в раю, то скажет: “Господи, ускорь наступление Часа, чтобы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести свое богатство.”
Тогда ему скажут: “Будь спокоен!”
Когда же неверный раб (в другой версии этого хадиса говорится: “грешник”) расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми черными лицами. Они приносят с собой дерюгу из ада и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти и усаживается у его головы и говорит: “О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха.”
В этот миг душа неверного расползается по его телу, и ангел смерти вырывает ее, разрывая при этом сосуды и нервы, подобно тому как вертел, на котором много зубцов, проходит сквозь мокрую шерсть.
Все ангелы, находящиеся между небесами и землей и на небесах, проклинают ее. Для нее закрываются врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа не проходила мимо них. Ангел смерти прибирает ее, и не проходит даже мгновения ока, как ангелы облекают ее в дерюгу.
Душа неверного начинает извергать самое скверное зловоние, которое только можно встретить на земле. Затем ангелы уносят ее в небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: “Чья это скверная душа?”
Им отвечают: “Такого-то, сына такого-то.”
Они называют неверного самыми позорными именами, которыми его звали при жизни. Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, но они не отворяются.
Затем Посланник Аллах прочел аят Корана: “Воистину, не откроются врата небесные пред ними, и они не войдут в рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко,” (Сура аль Араф, 7: 40) — и продолжил. — Тогда великий и могучий Аллах скажет: “Впишите весть о нем в сиджжин, что находится в земле низшей.”
Затем ангелам велят: “Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз.”
Ангелы бросают душу верующего на землю, так что она попадает в его тело.
Тут Пророк прочел аят Корана: “Тот, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, словно падал с неба, и птицы подхватили его или же ветер занес его на край света,” (Сура “Хаджж”, 22: 31) — и сказал. — Его душа возвращается в тело, так что слышит шаги удаляющихся от нее людей.
Затем к неверному приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его: “Кто твой Господь?”
Он бормочет: “М-ммм… Я не знаю…”
— Какова твоя религия?
— М-ммм… Я не знаю…
— Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам?
Но неверный не может назвать имени, и тогда ангелы восклицают: “Это Мухаммад!”
Он же лишь бормочет: “М-ммм… Я не знаю. Я лишь слышал, что люди говорили так.”
— Ты не знал и не последовал за ним.
Тогда глас с небес возвещает: “Он лжет! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в ад.”
К нему подступают адский жар и огненный ветер самум, и его могила сужается настолько, что его ребра входят одно в другое. Тут пред ним предстает мужчина с отвратительным ликом, в омерзительном одеянии, от которого исходит гнилой запах, и говорит: “Я сообщу тебе нечто, что огорчит тебя. Этот день был обещан тебе.”
Неверный спрашивает его: ” Да обратит Аллах против тебя зло? Кто же ты? Кто ты? О, зло несет лик твой.”
“Я – твои скверные деяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты не торопишься быть покорным Аллаху и спешишь ослушаться Его. И вот, Аллах воздал тебе злом.”
Затем к нему посылают слепого, глухого и немого палача, держащего в руках кувалду. Если он ударит ею по горе, то она рассыпется в прах. Но он бьет ею мученика, и тот превращается в прах, и Аллах вновь воссоздает его таким же, каким он был. Тут он бьет его еще раз, и он издает вопль, который слышат все твари, кроме людей и джиннов. Затем для неверного открываются врата в ад, для него расстилают огненные ложа, а он восклицает: “Господи, не позволяй Часу настать!”[3]
- [1]См. Ибн Касир 4/99.↩
- [2]Именно так он известен в Куръане и Сунне. Что же касается имени ‘Азраил, то оно не упоминается в священных мусульманских текстах и, скорее всего, дошло до нас от иудеев.↩
- [3]Этот достоверный хадис собран на основании нескольких пересказов. В таком виде его привел шейх Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани в книге “Ахкам аль-Джанаиз” (“Правила похорон”), стр. 202, где вы можете найти его детальный анализ. См. также Ибн Касир 2/131 и Ибн Хаджар 3/234-240.↩