Нравственные качества

Достойные нравственные качества

Правдивость

Придерживаться правдивости велел Аллах Всевышний, Который сказал: «О те, кто уверовал, бойтесь Аллаха и будьте вместе с правдивыми!». («Ат-Тауба», 9:119) Правдивость является таким качеством, которое затрагивает все стороны жизни человека, так как ни его слова, ни дела, ни намерения не будут приняты, если он не обладает этим качеством.

Прекрасным примером правдивости служит для нас Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, который сразу поверил сообщению пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о его ночном путешествии и сказал неверным курайшитам: «Клянусь Аллахом, я верю ему и в том, что больше этого!»

Правдивость в словах и делах должна быть искренней и правильной. Имеется в виду, что искренним это качество будет в том случае, если человек стремится проявлять правдивость ради Аллаха, под правильностью же подразумевается следование правдивого шариату. Таким образом, действительность внешней стороны дел определяется следованием шариату, а внутренней – искренностью.

Аллах делает благословенной торговлю правдивого торговца, если же в своих торговых делах человек станет прибегать ко лжи, за совершение этого греха Аллах уничтожит благо его торговли. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покупатель и продавец свободны в своем выборе до тех пор, пока не расстанутся друг с другом, и если оба они были правдивы и разъясняли, сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено». (Аль-Бухари, Муслим)

Правдивость во всем можно выработать благодаря самовоспитанию, особенно если человек занимается этим с детства. Правдивость  оказывает благотворное воздействие и способствует формированию других похвальных качеств, которые помогут человеку обрести счастье в обоих мирах, поскольку правдивому человеку достаточно, если таковым его будет считать его Творец. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит к раю, и станет человек говорить правду, пока не будет записан пред Аллахом как правдивейший. Поистине, лживость приводит к грехам, а грехи приводят к огню, и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец». (Аль-Бухари, Муслим)

Честность

В исламе честности (амана) отводится весьма высокое место. Честность является одним из достойных качеств, которые должны быть присущи мусульманину. Аллах Всевышний сказал, что не подвергнутся мучениям те верующие: «которые хранят доверенное им и соблюдают договоры…». («Аль-Маридж», 70:32) Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Возвращай доверенное тому, кто доверил (его) тебе, и не обманывай того, кто обманул тебя». (Абу Дауд, Ат-Тирмизи)

Если человек является честным и надежным, он пользуется доверием окружающих и уважением членов своей семьи и родственников. Надежным и честным является учитель, который должным образом выполняет свои обязанности. Надежным и честным является также ученик, который должным образом выполняет свои обязанности и хранит доверенные ему материальные ценности или тайны.

Понятие “амана” является более многозначным, на что указывает толкователи того айата, в котором сказано: «Поистине, предложили Мы этот залог небесам, земле и горам, но отказались они понести его, устрашившись, и понес его человек, будучи несправедливым (по отношению к самому себе) и невежественным». («Аль-Ахзаб», 33:72) Толкователи указывают, что под словом “амана” подразумеваются шариатские обязанности, выполнение которых Аллах возложил на Своих рабов, и в этом смысле можно говорить об обязанностях, имеющих отношение к различным частям тела или воспитанию детей. В этой жизни неудачу потерпит человек, который не заботится о сохранении доверенного имущества или тайны. Если такой человек является чиновником, его уволят со службы, если же он занимается торговлей, люди отвернутся от него и не станут ему доверять. В сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, есть указания на то, о чем было сказано выше. Так, например, сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом (своими глазами), а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что залог /амана/ был ниспослан в самую основу сердец, а потом был ниспослан Коран, и люди узнали (об этом) из Корана и узнали из сунны. А потом он сообщил нам о том, что этот залог будет удален, сказав:Заснет человек ненадолго, и будет взят этот залог из сердца его, после чего останется от него только легкий след. Потом снова заснет он на короткое время, и будет взят этот залог из сердца (его полностью), после чего останется от него только след вроде волдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу раскаленный уголек и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри него ничего нет», и, говоря это, он взял камешек и бросил его себе на ногу, после чего сказал: «А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не станет даже и собираться возвращать доверенное! (И дело дойдет до того, что люди) будут говорить: “Есть среди людей такого-то племени надежный человек!” И о человеке будут говорить: “Не найти более стойкого, более тонкого и более разумного, чем он!” – несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна!”». (Аль-Бухари, Муслим)

Есть три вида честности:

1. Честность раба по отношению к своему Господу, которая проявляется в том, что раб Аллаха поклоняется только Ему и никому больше, выполняет веления Аллаха и избегает совершения того, что Он запретил.

2. Честность раба Аллаха по отношению к самому себе, что выражается в стремлении очищать свою душу и избегать всего ложного.

3. Честность раба Аллаха по отношению ко всем людям, что выражается в соблюдении их прав и сохранении того, что они доверяют ему.

Терпение

Терпение есть способность переносить трудности, удерживать душу от проявлений беспокойства и гнева, неуклонно выполнять установления Корана и сунны и соглашаться с решением и предопределением Аллаха.

Аллах велел Своим рабам вооружаться терпением, указал на его важность и на то, каких результатов оно позволяет добиться, и разъяснил, что терпение позволит человеку получить великую награду. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал, терпите, и проявляйте больше выдержки, и оставайтесь на страже, и бойтесь Аллаха, чтобы вы преуспели». («Аль-Имран», 3:200) Аллах Всевышний также сказал: «… Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счета”». («Аль-Азумар», 39:10)

Есть разные виды терпения. Так, например, следует проявлять терпение в делах поклонения Аллаху, Который сказал:  «(Он -) Господь небес, земли и того, что между ними, так поклоняйся же Ему и проявляй терпение в поклонении (Аллаху). Разве известен тебе кто-нибудь еще с таким именем?». («Марйам», 19:65)

Необходимо проявлять терпение, воздерживаясь от всего того, что было запрещено Аллахом, так Аллах Всевышний сказал: «…(что же касается) того, кто придерживается благочестия и проявляет терпение, то, поистине, Аллах не оставит без награды творящих благое!». («Йусуф», 12:90)

Необходимо проявлять терпение, соглашаясь с решением и предопределением Аллаха, что, несомненно, является одной из основ веры. Примером этого может служить терпеливое перенесение такого несчастья, как смерть близкого человека, что подразумевает отказ от громких причитаний и совершения прочих неподобающих действий, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не относятся к нам бьющие себя по щекам, разрывающие на себе рубахи или взывающие к Аллаху так, как это делалось во времена джахилийи!». (Аль-Бухари)

Когда мусульманина постигает какое-нибудь несчастье, он проявляет терпение, как и велел ему Аллах Всевышний, Который сказал: «…и будь терпелив в том, что постигнет тебя: поистине, это – от решимости в делах». («Лукман», 31:17) Человеку, которого постигло несчастье, следует воззвать к Аллаху в надежде на Его награду, чему учит Коран, где сказано: «…которые, когда их постигает несчастье, говорят: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы вернемся”». («Аль-Бакара», 2:156) Аллах Всевышний также сказал: «…которые, когда их постигает несчастье, говорят: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы вернемся”. * На таких (нисходят) благословения и милость Господа их, и это они ведомы правильным путем». («Аль-Бакара», 2:156-157)

Смирение

Жизнь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является ярким примером проявления смирения и мягкости по отношению к людям. Передают со слов ‘Ийада бин Химара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах, ниспославший мне откровение, (сказал, что следует) вам проявлять смирение, чтобы никто не похвалялся перед другим и никто не притеснял другого». (Муслим)

Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо группы (людей из племени) аслам, которые упражнялись в стрельбе из лука, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:Стреляйте, о сыны Исма‘ила, ибо, поистине, отец ваш был (хорошим) стрелком, что же касается меня, то я (на стороне людей из) такого-то (племени)”. (Услышав это,) люди одной из этих двух групп прекратили стрелять, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Почему же вы не стреляете?” Они сказали: “О посланник Аллаха, как же мы будем стрелять, если ты с ними?” Тогда (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Стреляйте, ибо я – со всеми вами!”». (Аль-Бухари)

Известно, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил  мимо игравших детей, он всегда приветствовал их и был неизменно приветлив к ним, несмотря на то, что Аллах выделил его среди всех людей и вознес пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на недосягаемую для других высоту.

Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:  «По своему характеру посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был лучшим из людей. Однажды, когда он послал меня по какому-то делу, я сказал:Клянусь Аллахом, я не пойду!” – хотя в душе своей я решил отправиться туда, куда велел мне пойти пророк, да благословит его Аллах и приветствует. После этого я отправился в путь и шел, пока не встретил детей, которые играли на рынке, и там посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который подошел сзади коснулся моего затылка. Взглянув на него, я увидел, что он улыбается. Он сказал:О Унайс, отправляйся туда, куда я тебе велел”, а я сказал ему в ответ:Да, я иду, о посланник Аллаха!”». (Муслим)

Анас, да будет доволен им Аллах, также сказал:  «Я служил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, десять лет, и он ни разу не сказал мне: “Уф!”. Когда я делал что-либо, он (ни разу) не спросил меня: “Зачем ты сделал это?” – если же я не делал чего-либо, он (ни разу не спросил меня): “Почему ты не сделал того-то?”». (Аль-Бухари, Муслим)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который стремился привить это качество и своим сподвижникам, говорил: «Если пригласят меня отведать баранью ногу, я обязательно приму приглашение, и если подарят мне баранью ногу, я обязательно приму (этот подарок)». (Аль-Бухари)

Верующий всегда помнит о том, что слава принадлежит только Аллаху, и поэтому ради Аллаха он смиряется перед людьми, проявляет по отношению к ним мягкость и доброту, не превозносится над ними и не презирает их, поскольку все это запретил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Для того, чтобы совершить дурное, достаточно человеку проявить презрение по отношению к своему брату». (Муслим) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Аллах непременно возвысит того, кто станет придерживаться смирения ради Аллаха». (Муслим)

Некоторые люди унижаются перед богатыми или высокопоставленными людьми из-за его богатства одних и высокого положения других, однако это не считается смирением, которое следует проявлять только ради Аллаха Всевышнего.

Великодушие

Великодушием (карм) именуется целый ряд достойных нравственных качеств, великодушным же (карим) именуется тот, кто совершает нечто достойное похвалы. Например, так называют человека, который простил совершившего какой-нибудь грех, или сумел подавить свой гнев, или оказазал благодеяние своему соседу.

Аллах почтил (акрама) человека, которому Он придал наилучший образ, о чем в Коране сказано так: «О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Щедрого Господа, * Который сотворил тебя, и выровнял тебя и наделил тебя соразмерностью, * придав тебе такой образ, какой пожелал?». («Аль-Инфитар», 82:6-8)

Аллах побуждает нас проявлять великодушие по отношению к родителям оказывая им благодеяния при жизни и проявляя почтительность к ним после их смерти. Аллах Всевышний сказал: «И Мы заповедали человеку оказывать благодеяния его родителям». («Аль-Ахкаф», 46:15) Аллах Всевышний также сказал: «Судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и хорошо обходились с родителями. Если один из них у тебя  состарится или оба, то не говори им: “Уф! ” – и не кричи на них, а говори им слова достойные». («Аль-Исра», 17:23)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, наставляет нас хорошо относиться к матерям, женам, дочерям и теткам и соблюдать их права. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обходитесь с женщинами хорошо, ведь женщина сотворена из ребра. Наибольшей кривизной отличается верхняя его часть, и если ты попытаешься выпрямить ребро, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, оно так и останется кривым. (Помните же об этом) и всегда обходитесь с женщинами хорошо». (Аль-Бухари, Муслим) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порадовал нас вестью о награде, которую получит тот, кто станет оказывать благодеяния девочкам и заниматься их воспитанием: «Девочки послужат защитой от пламени (ада) тому, кому они были посланы в качестве испытания». (Аль-Бухари)

Аллах Всевышний почтил человека. Он дал ему знание и способность приобретать его, начав с господина посланников. Аллах Всевышний сказал: «Читай с именем Господа твоего, Который сотворил, * сотворил человека из сгустка…». («Аль-Аляк», 96:1-2) Аллах Всевышний почтил человека и тем, что Он наделил его богобоязненностью, и уберег его от искушений. Аллах Всевышний сказал: « …Тому, кто боится Аллаха, Он указывает выход ». («Ат-Талак», 65:1-2)

Великодушие побуждает верующего расходовать свои средства на благие дела. Аллах Всевышний сказал: «… вам некогда обрести благочестие, если не будете вы расходывать то, что любите, и что бы вы не потратили, Аллах знает об этом.». («Аль-Фуркан», 25:67)

Великодушие указывает на искренность веры. Одним из признаков великодушия является готовность человека отдавать. Аллах Всевышний сказал: «Что касается того, кто отдавал, и был богобоязненным, * и признавал наилучшее, * то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему». («Аль-Лайл», 92:5-7)

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, даруй расходующему возмещение!” – другой же говорит: “О Аллах, приведи скупого к гибели!”». (Аль-Бухари, Муслим)

Признаком веры является также оказание уважения соседу и гостю. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не причиняет вреда своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший прием своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или хранит молчание». (Аль-Бухари, Муслим)

Признаком веры является также оказание помощи тем, кто в ней нуждается, на что указывают слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает ее брату своему». (Муслим)

Милосердие

Одной из важнейших основ ислама считается милосердие, составными частями которого являются сочувствие и склонность сердца к оказанию помощи другим людям, например, выплате долга за того, кто испытывает затруднения, материальной поддержке стариков, указанию пути заблудившемуся и т. д.

Признаком милосердия является проявление сочувствия по отношению к сиротам, вдовам и неимущим и забота о них, что приравнивается к участию в джихаде на пути Аллаха, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто заботится о вдове неимущем, подобен участнику джихада на пути Аллаха».

Передатчик этого хадиса сказал: «И я считаю, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: “…и тому, кто (непрерывно) молиться, не ослабевая, (а также непрерывно) поститься, не разговляясь?”». (Муслим)

Необходимо проявлять милосердие по к малым и старым, что должно выражаться в соблюдении их прав, о чем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так: «Не относится к нам тот, кто не жалеет малых и не соблюдает прав старых из нас». (Муслим)

Люди, отличающиеся милосердием могут надеяться на проявление по отношению к ним милосердия Аллаха, которое объемлет собой все. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах помилует только милосердных из числа рабов Его». (Муслим)

Справедливость

Наша религия велит нам придерживаться справедливости во всех слова и делах по отношению к близким и посторонним, друзьям и врагам. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах велит (придерживаться) справедливости и совершать благие дела)». («Ан-Нахль», 16:90)

Справедливость является весами религии, на которых будут взвешены дела мусульман, после чего каждый получит то, чего он заслуживает, и того, кто отклонялся от прямого пути Аллаха, окутает мрак. Придерживаться справедливости значит соблюдать права всех людей. Аллах Всевышний сказал:  «О те, кто уверовал! Твердо стойте за справедливость как свидетели пред Аллахом, даже если (свидетельство обратится) против вас самих, или ваших родителей, или родственников, и (не смотрите на то, против) богатого (вы будет свидетельствовать) или (против) бедного, (ибо) Аллах лучше (позаботится) о них обоих. И не следуйте за (своими) пристрастиями, иначе вы отклонитесь (от справедливости)». («Ан-Ниса», 4:135)

Ислам требует придерживаться справедливости во всем, в том числе и в том, что касается подарков детям. Это необходимо для того, чтобы не допустить возникновения ненависти между ними. Указанием на это является хадис ан-Ну‘мана бин Башира, да будет доволен Аллах ими обоими, который передал, что (однажды) отец привел его к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Я подарил этому моему сыну невольника, который принадлежал мне». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «И ты сделал такой подарок каждому из твоих детей?» Он ответил: «Нет». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(В таком случае) забери его обратно!»

В другой версии этого хадиса сообщается, что ан-Ну‘ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Отец привел меня к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О посланник Аллаха, засвидетельствуешь ли ты, что я подарил ан-Ну‘ману то-то и то-то из своего имущества?” (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: А сделал ли ты каждому из твоих сыновей такой же подарок, как и ан-Ну‘ману?Он ответил:Нет”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:Тогда попроси засвидетельствовать это (кого-нибудь) другого, (но только) не меня!– а потом спросил:Будешь ли ты рад, если (дети) станут одинаково почтительно относиться к тебе?(Мой отец) сказал: “Конечно!” (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:В таком слу­чае (больше не делай) этого!”» (Муслим)

Следует одинаково справедливо относиться к своим женам в том, что касается расходов, очередности их посещений и совместных поездок, так как Аллах Всевышний сказал:  «Если же вы боитесь, что не будете справедливыми с сиротами, то женитесь на двух, трех или четырех женщинах, которые нравятся вам,… а если вы боитесь, что не будете (одинаково) справедливыми (по отношению к ним), то – на одной …». («Ан-Ниса», 4:3)

Шариат велит придерживаться справедливости каждому, кто имеет какую-либо власть над людьми, и если человек является судьей,- то судить их по справедливости, так как Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах велит вам возвращать доверенное владельцам его, а если будете вы вершить суд среди людей, то – судить по справедливости. Поистине, прекрасно то, чем увещает вас Аллах! Поистине, Аллах – Слышащий, Видящий». («Ан-Ниса», 4:58)

В сунне разъясняется, какие плоды принесет справедливость тем, кто станет придерживаться ее. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, беспристрастные (займут свои места) пред Аллахом на минбарах из света, (а отличаются беспристрастием люди, которые) справедливы в своих решениях, касающихся их семей и (всего) того, над чем они властны». (Муслим) Ислам запрещает давать и получать взятки, прибегать к подлогам и делать подарки судьям и другим официальным лицам, так как это может привести проявлениям несправедливости.

Дурные нравственные качества

Лживость

Лживость является достойным порицания качеством, об опасности которого предостерег мусульман посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший: «Ни в коем случае не лгите, ибо, поистине, лживость приводит к совершению грехов, а грехи приводят к огню, и станет человек лгать, делая это неотступно, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец». (Муслим)

Лгать запрещается в любых обстоятельствах, но особенно в тех случаях, когда речь идет о возведении лжи на Аллаха, что выражается в объявлении запретным того, что Он разрешил, и разрешении того, что Он запретил. Аллах Всевышний сказал: «И не говорите о лжи, слетающей с языков ваших: “Это дозволено, а это запретно”, чтобы не возводить ложь на Аллаха. Поистине, не преуспеют те, кто возводит ложь на Аллаха!» («Ан-Нахль», 16:116)

Строго запрещается также возводить ложь на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Имеются в виду такие случаи, когда кто-нибудь придумывает хадис, а потом утверждает, что это было сказано посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тогда как он этого не говорил. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который запретил поступать так, сказал: «Не возводите на меня ложь, ибо, поистине, тот, кто сделает это, непременно займет свое место в огне!» (Аль-Бухари)

Истинно верующий человек избегает прибегать ко лжи в своих взаимоотношениях с другими людьми, особенно в торговых делах. Так, например, если такой человек занимается торговлей, он не станет лгать покупателю, называя цену, по которой он купил тот или иной товар, или называя его наилучшим в то время как он таковым не является, или демонстрируя хорошие части товара и скрывая плохие. Он не прибегает и к другим видам обмана и мошенничества, поскольку ислам строго-настрого предостерегает от совершения подобных поступков, ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не относится к нам тот, кто обманул нас!» (Муслим)

Лживость в речах рассматривается как одно из свойств лицемеров, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а отличающийся (хотя бы) одним из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предает, когда ему доверяются, лжет, когда рассказывает (о чем-либо), поступает вероломно, заключив договор, и действует незаконно в случае возникновения расхождений с кем-либо». (Аль-Бухари, Муслим) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Поистине, к (наихудшим видам) лжи (относятся рассказы человека) о том, что он видел во сне то, чего на самом деле не видел». (Аль-Бухари) Таким образом, запрещается рассказывать о том, чего на самом деле человек во сне не видел, на что указывают слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «(В мире ином) на того, кто станет рассказывать о том, чего на самом деле он во сне не видел, будет возложена обязанность связать узлом два ячменных зерна, чего он никогда сделать не сможет…» (Аль-Бухари)

Тяжким грехом является ложь ради шутки или высмеивания людей, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Горе тем, кто лжет, говоря о чем-либо, чтобы насмешить людей, горе им, горе!» (Абу Дауд) Ложь приведет лжеца в огонь, мусульманин же должен следить за собой, чтобы Аллах не стал считать его лжецом.

Вероломство

Всемогущий и Великий Аллах объявил предательство запретным, так как в Коране сказано: «О те, кто уверовал! Не предавайте Аллаха и (Его) посланника и не нарушайте (обязательств, касающихся того), что доверено вам, сознательно». («Аль-Анфал», 8:27)

Вероломство является одним из качеств лицемеров. Указанием на это являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , который сказал: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжет, когда обещает, то нарушает  (свое  обещание), а когда ему доверяются, он предает». (Аль-Бухари) Запрещается поступать вероломно во всех случаях, когда человеку доверяют что-либо, например, когда дело касается материальных ценностей, но особенно имущества сироты. В исламе это рассматривается как проявление несправедливости, а тем, кто поступает так, грозит мучительное наказание. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, те, которые проедают имущество сирот, (поступая) несправедливо, набивают свои утробы не чем иным, как огнем, и будут гореть в пламени ада!» («Ан-Ниса», 4:10)

Правдивость укрепляет отношения между людьми, тогда как вероломство разрушает их. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всемогущий и Великий Аллах говорит: “Я буду оставаться с двумя товарищами, пока один из них не предаст другого, если же один из них предаст своего товарища, Я покину их”». (Аль-Хаким)

Проявление вероломства со стороны того, кто высказывает свое мнение, дает фетву или наставление, является великим грехом, и поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал мусульман говорить правду, указывая, что тот, кто поступает иначе, проявляет вероломство по отношению к Аллаху и Его посланнику. Примером этого может служить вынесение фетвы тем, кто не обладает для этого достаточным уровнем познаний. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Грех человека, которому дадут фетву, не основанную на знании, понесет тот, кто дал ему эту фетву, а тот, кто укажет своему товарищу на что-либо, зная, что это не соответствует истине, предаст его». (Абу Дауд)

Ислам не призывает отвечать вероломством на вероломство, и поэтому истинный мусульманин не унижается до того, чтобы предавать тех, кто предал его, ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Возвращай доверенное тому, кто доверился тебе, и не предавай того, кто предал тебя». (Абу Дауд) Поступать так запрещается ввиду того, что отвечать на ошибочное действие таким же ошибочным действием ошибочно.

Гордость

Гордость является одним из атрибутов Всемогущего и Великого Творца в отличие от сотворенных существ. Это значит, что ни один из рабов Аллаха не должен превозноситься над другими ни в чем, и поэтому он должен полностью очистить свое сердце и душу от гордости. Человек, в сердце которого есть хотя малейшая частица гордости грозит серьезная опасность. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдет в рай (тот человек), в сердце которого (останется) высокомерие (весом хотя бы) с пылинку». (Услышав это, один) человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, (что же касается) высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям». (Муслим)

Истинный мусульманин не превозносится над людьми и не отворачивается от них, поскольку руководство Корана наполняет все его существо. Аллах Всевышний сказал: «Этот мир вечный Мы предназначаем для тех, кто на земле не стремится ни к возвышению, ни к нечестию, (ибо счастливый) исход (ждет только) благочестивых». («Аль-Касас», 28:83)

Ниже перечислены некоторые примеры проявления высокомерия, чего мусульманам следует избегать:

1. Обыкновение опускать полы своей одежды ниже щиколоток из высокомерия. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свой изар из высокомерия». (Аль-Бухари)

2. Отрицание истины и нежелание возвращаться к ней из высокомерия и упорства. Указанием на это служат слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Высокомерием является отрицание истины и пренебрежение по отношению к людям». (Аль-Бухари)

3. Презрение по отношению к людям и обыкновение превозносится над ними. Указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего, Который сказал: «И не криви лица своего перед людьми…» («Лукман», 31:18)

4. Обыкновение ходить и отворачиваться от людей из высокомерия. Указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего, Который сказал: «…и не ходи по земле горделиво, ибо, поистине, не любит Аллах каждого превозносящегося гордеца». («Лукман», 31:18)

5. Обыкновение гордиться собственным происхождением и презирать происхождение других людей. Примером этого могут служить слова такого человека, который говорит другому: «О сын черной!» Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Два (качества), присущие людям, являются проявлением неверия: обыкновение порочить происхождение (других людей) причитать по покойным». (Муслим)

Скупость

Здесь речь идет об отказе от расходования своих средств из страха перед бедностью. Скупой человек не полагается на то, что есть у Аллаха, и опасается, что если он станет тратить свои средства на милостыню или другие благие дела, то израсходует все и обеднеет. Аллах Всевышний предостерег нас от этого, о чем в Коране сказано так: «Что касается того, кто отдавал, и был богобоязненным, * и признавал наилучшее, то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему. * А тому, кто скупился, и обходился, * и считал ложью наилучшее, * Мы облегчим путь к тягчайшему…» («Аль-Лайл», 92:5-10)

Скупость приводит скупого к проявлению несправедливости, неправомерному присвоению имущества людей, ущемлению их прав, кровопролитию и распространению нечестия. Указанием на это служат слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, в День воскресения несправедливость (обернется густым) мраком, и бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе (делать то, что было) для них запретным». (Муслим)

Одним из вопросов, который будет задан мусульманину в День воскресения, будет вопрос о том, как он приобрел свои средства. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения раб (Аллаха) не сдвинется с места, пока не спросят его о жизни его: на что он ее потратил?; о знании его: как он его использовал?; о достоянии его: как он его приобрел и на что потратил?; о теле его: как он им пользовался?» (Ат-Тирмизи)

Каждый день, который человек проводит, не поминая Аллаха и не расходуя свои средства на благие дела, является потерянным днем.

Истинно верующий человек расходует свои средства сам и побуждает к этому других, тогда как неверный скупится сам и побуждает к этому других. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах не любит надменных и гордецов, * которые скупятся, побуждают людей к скупости и скрывают то, что Аллах даровал им по милости Своей. Уготовали Мы для неверных унизительное наказание!» («Ан-Ниса», 4:36-37)

Остерегайся же, о, брат-мусульманин, этого порицаемого качества, которое удаляет тебя от Аллаха и приближает к шайтану!

Завистливость

Завистливый человек желает, чтобы другие люди лишились тех милостей, которые были им дарованы. Это значит, что завистливость относится к числу тех отвратительных качеств и неподобающих для мусульманина качеств. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поразила вас болезнь (прежних) религиозных общин – зависть и ненависть, что подобно бритве, и я не скажу, что (такая бритва) удаляет волосы, ибо она уничтожает религию. Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы не войдете в рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте мир между собой!» (Ат-Тирмизи)

Завистник всегда желает, чтобы другие люди лишились тех милостей, которые были им дарованы, или чтобы эти милости были оказаны ему, и делает все, чтобы осуществить свое желание. Аллах Всевышний, Который велит нам обращаться к Нему за защитой от завистников, сказал: «Скажи: “Прибегаю к Господу рассвета * от зла того, что Он сотворил, * от зла ночного мрака, когда он покрывает, * от зла дующих на узлы, * от зла зависти завистника”». («Аль-Фалак», 113:1-4)

Иудеи не уверовали ни в посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни в то, с чем он пришел к людям, только из зависти. Однако они не ограничились этим и стали пускаться на хитрости, чтобы отвратить верующих от их религии. Аллах Всевышний сказал: «Многие из людей Писания хотели бы отвратить вас от вашей веры после (того, как вы пришли к ней, и сделать вас) неверными из-за (присущей) им зависти после того, как стала ясна им истина. Прощайте же и не придавайте (этому) значения, пока Аллах не отдаст Свое веление. Поистине, Аллах все может». («Аль-Бакара», 2:109)

Зависть приводит к разобщению мусульман и разрыву уз братства, которые связывают их друг с другом, порождая ненависть между ними. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговлю друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха…» (Муслим)

Зависть (хасад) не ограничивается желанием иметь то же, что Аллах даровал другому человеку, а одно лишь такое желание обозначается словом “гибта”. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует завидовать никому, кроме (отличающихся) двумя (свойствами): человеку, которому Аллах даровал (знание) Корана и который читает его ночью и днем, и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его ночью и днем». (Аль Бухари, Муслим)

Если раб Аллаха будет постоянно размышлять о милостях, оказанных ему Аллахом, и о том, что Он даровал ему, обращая внимание на тех, кто в мире этом занимает более низкое положение, это удалит его от зависти и приблизит к выражению благодарности.

Хула и распространение сплетен

Хула есть такое упоминание человека о брате его, которое бы тому не понравилось, будь то упоминание о его физических качествах, его религии, его нраве, имуществе родителях детях, жене слуге, одежде, равно как и обо все другом, что имеет к нему отношение. Аллах Всевышний сказал: «… и не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо своего покойного брата?! Ведь вы чувствуете отвращение к этому! И бойтесь Аллаха, поистине, Аллах – Приемлющий покаяние, Милосердный». («Аль-Худжурат», 49:12)

Таким образом, мусульманину не разрешается упоминать о недостатках своего брата, даже если они присущи ему. Многие люди в качестве оправдания заявляют, что они упомянули о реальных недостатках того или иного человека и не возводили на него напраслину, однако это и есть хула, в противном же случае это было бы ложью.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Известно ли вам, что такое хула /гиба/?» (Люди) сказали: «Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «(Если) отзовешься ты о брате своем так, что это не понравилось бы ему, (это будет хулой)». (Его) спросили: «Скажи, а если присуще брату моему то, о чем я скажу?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты злословишь о нем, а если он не таков, значит, возводишь на него напраслину». (Муслим)

Что же касается сплетен, то это передача слов одних людей другим, цель заключается в том, чтобы посеять между ними раздоры. Подобные действия навлекают на человека гнев и наказание Аллаха. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не сказать ли вам, что такое “‘адх”? Это сплетни, то есть разговоры, (которые ведутся) между людьми». (Муслим)

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо двух могил, сказал: «Поистине, их подвергают мучениям и мучают их не за большой грех, но все же (грех каждого) является тяжким: что касается одного из них, то он распространял сплетни, что же касается другого, то он не прикрывался от собственной мочи». (Аль-Бухари, Муслим)

Ислам призывает людей к взаимному согласию и любви и предостерегает их об опасности ненависти и раздоров, однако сплетни в наибольшей степени способствую разрушению устоев общества, так как они порождают в сердцах людей злобу и ненависть. Сплетни и ложь за один час могут испортить то, что другими средствами не удастся испортить и за долгий срок, а это значит, что мусульманин должен убедиться в истинности того, что он слышит, а не строить предположения. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Если нечестивец принесет вам какую-нибудь весть, то постарайтесь выяснить, (правда ли это), чтобы по неведению не причинить вред (невинным) людям и потом не сожалеть о том, что вы сделали». («Аль-Худжурат», 49:6)

Если мусульмане станут на деле соблюдать этот важный принцип, они обретут счастье и оградят себя от многих сплетен и домыслов.

Хула дозволяется только ради достижения правильной и не противоречащей шариату цели в том случае, когда иным путем ее достичь невозможно, чему (может быть) шесть причин.

ПЕРВАЯ: подача жалобы. Притесняемому разрешается подавать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто  обладает властью или может по справедливости рассудить его с обидчиком, и при этом (притесняемый может) сказать: «Такой-то обидел меня в том-то».

ВТОРАЯ: просьба о помощи с целью изменения порицаемого или возвращения непокорного на путь истинный. (В таких случаях человек может) говорить тому, на силу кого он надеется в деле устранения порицаемого, (следующее): «Такой-то поступает так-то, удержи его от этого», и тому подобные вещи в стремлении к устранению порицаемого, если же он не стремится к этому, тогда (произносить такие слова) будет запретно.

ТРЕТЬЯ: обращение с просьбой о вынесении решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу /фетва/, когда (человек может) сказать муфтию (такие слова): «Меня обидел в том-то мой отец (или: мой брат; или: мой супруг), но имеет ли он право на это? И как мне избавиться от подобного, добиться того, что положено мне по праву, и защититься от притеснений?» – или нечто подобное. Это разрешается в силу необходимости, однако надежнее и лучше будет сказать: «Что ты скажешь о человеке (или: муже), который поступает так-то?» Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени, но вместе с тем разрешается и назвать обидчика, к чему, если пожелает Аллах Всевышний, мы еще вернемся, когда приведем хадис, передаваемый со слов Хинд.

ЧЕТВЕРТАЯ: предостережение мусульман от зла и (желание дать) им добрый совет. Это (допускается в целом) ряде случаев(, например):

– (когда нужно дать) отвод таким передатчикам хадисов и свидетелям(, в правдивости слов которых есть основания сомневаться), что, по единодушному мнению всех мусульман, не только дозволено, но и обязательно в случае необходимости;

– (когда необходимо) спросить совета относительно того, (стоит ли) вступать с кем-либо в родственные отношения путем заключения брака, или сотрудничать с ним, или доверять ему что-либо на хранение, или вести с ним какие-нибудь другие дела, или жить с ним по соседству; тот, к кому обращаются за советом, не должен ничего утаивать о (человеке, про которого его спрашивают), но, напротив, упомянуть обо всех его недостатках, чтобы дать добрый совет;

– если кто-нибудь увидит, что человек, который занят изучением фикха, посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знание, и побоится, что это повредит изучающему фикх; в подобном случае увидевший это должен дать (такому человеку) добрый совет и объяснить ему его положение при условии, что он действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо может случиться и так, что говорящего об этом побуждает зависть и обманывает шайтан, только внушающий ему, что это – добрый совет, так пусть же это будет ему понятно;

– может быть и так, что человек, обладающий властью, не распоряжается ею должным образом либо потому, что не годится для этого, либо потому, что является нечестивцем или глупцом, либо по какой-нибудь иной причине; в подобном случае об этом необходимо поставить в известность правителя, чтобы он сместил такого и назначил вместо него подходящего человека или (хотя бы) узнал об этом и поступил бы с ним сообразно его положению, не оказался введенным им в заблуждение и постарался побудить его придерживаться прямоты или заменил бы его (другим).

ПЯТАЯ: когда кто-либо открыто предается пороку или придерживается нововведений, например, если дело касается открытого употребления вина, создания всевозможных препятствий людям, (незаконного) взимания (торговых) налогов, присвоения чужого имущества или (совершения иных) неподобающих дел; в таких случаях разрешается сказать о том, что совершается (человеком) открыто, но запрещается упоминать о прочих (его) недостатках, если только это не является дозволенным в силу одной из вышеупомянутых нами причин.

ШЕСТАЯ: представление; если человек известен под каким-нибудь прозвищем, например Подслеповатый, Хромой, Глухой, Слепой, Косой или каким-нибудь еще, разрешается называть его так, но запрещается поступать подобным образом в том случае, когда цель (упоминания по прозвищу) состоит только в умалении достоинства человека, а поэтому будет лучше, если назвать его можно как-нибудь иначе.

Эти шесть причин упоминались улемами, и относительно большинства их мнение их было единодушным.

Несправедливость

Религия Аллаха запрещает проявлять несправедливость. Указанием на это служат слова Аллаха, которые передал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!» (Муслим)

Всемогущий и Великий Аллах велит нам избегать несправедливости, последствия которой в обоих мирах будут ужасны. В мире этом несправедливый навлекает на себя проклятия обиженного, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и бойся жалобы притесняемого, ибо, поистине, нет такой преграды, (которая помешала бы) Аллаху (услышать ее)!» (Аль-Бухари, Муслим) Что же касается мира вечного, то в нем несправедливость обернется для притеснителя густым мраком, на что указывают слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, в День воскресения несправедливость (обернется густым) мраком…» (Муслим)

Наихудшим видом несправедливости является такая несправедливость, которую человек проявляет по отношению к самому себе, если впал в многобожие. Аллах Всевышний сказал:  «И вот сказал Лукман своему сыну, наставляя его: “О сынок мой, не поклоняйся ничему наряду с Аллахом: поистине, многобожие – великая несправедливость!”». («Лукман», 31:13)

Мусульманину, который нанесет своему брату по вере какую-нибудь обиду, следует как можно быстрее загладить ее. Если он присвоит что-нибудь, он должен вернуть это, если обидит человека словом, пусть принесет свои извинения, а если у него не будет такой возможности, ему следует обращаться к Аллаху с мольбами за обиженного, принести покаяние, молить Аллаха простить совершенный им грех и никогда не совершать этого впредь. На это указывают слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  который сказал: «Пусть допустивший (такую) несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь еще, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхемы, (ибо тогда,) если будут у него (в запасе) благие дела, их заберут у него в соответствии (с тяжестью нанесенной) им обиды, а если добрых дел у него не окажется, будет взято (что-нибудь) из дурных дел обиженного и возложено на него». (Аль-Бухари)