Отношение к Священному Куръану

Отношение к Священному Куръану

Куръан заключает в себе неподражаемые слова Аллаха, ниспосланные Его пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, а чтение Куръана является одним из видов поклонения. Куръан дошел до нас многими путями и был записан от первой суры (“Аль-Фатиха”) и до последней (“Люди”).

Из сказанного ясно, сколь высокое место занимает в сердцах мусульман Куръан, который является источником их веры, законов, этических норм, силы и счастья в обоих мирах.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запомнил Куръан со слов Джибрила, мир ему, а от него Куръан восприняли его сподвижники, которые поступали согласно его установлениям, так как глубоко почитали Книгу Аллаха. Указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего: «Таково (его положение), что же касается тех, кто почитает обряды Аллаха, то, поистине, (они делают это) от благочестия сердец». (Сура аль Хаджж, 22:32)

К числу этих установлений относится требование хранить Куръан в подобающем виде и месте и читать его в состоянии чистоты, по возможности обратившись к кибле. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, это – благородный Куръан, (хранимый) в Сокровенном Писании (Имеется в виду Хранимая Скрижаль.). Прикасаются к нему только очищенные». ( Сура аль Кийама, 75:77-79)

Если мусульманин желает приступить к чтению Куръана, ему следует сначала обратиться к Аллаху с мольбой о защите от шайтана, а каждую суру, за исключением суры “Покаяние”, начинать с произнесения слов “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/”. Объясняется это тем, что Куръан является средством правильного руководства, шайтан же стремится сбить верующего с правильного пути. Прежде чем начинать читать Куръан, следует сказать: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана /А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим/», поскольку в Куръане сказано: «И когда будешь читать Куръан, обращайся к Аллаху за защитой от проклятого шайтана». (Сура ан Нахль, 16:98). После этого произносятся слова “Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим”. Читая Куръан, следует проявлять смирение, размышлять, не отвлекаться ни на что постороннее и стараться понять смысл того, о чем в нем говорится. Аллах Всевышний сказал: «Неужели они не поразмыслят о Куръане? Или на сердцах (их) замки?» (Сура Мухаммад, 47:24)

Читая Куръан, не следует торопиться, так как Аллах Всевышний сказал: «…(молись) половину (ночи) или чуть меньше, или (чуть) больше и читай Куръан отчетливо». (Сура аль Музаммиль, 73:3-4)

Аллах Всевышний также сказал: «Не шевели языком своим, (повторяя его), чтобы ускорить это! Поистине, это Нам надлежит собрать и прочесть[1] его». (Сура аль Кийама, 75:16-17)

Необходимо стараться читать Куръан как можно более красиво, но не обременять себя, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах ничему не внимает так, как внимает Он обладающему красивым голосом пророку, который читает Куръан нараспев». (Этот хадис приводит аль-Бухари)

Если человек не в состоянии читать Куръан по всем правилам, он должен стараться по мере сил верно произносить слова, Аллах же удвоит его награду за то, что он претерпевал трудности обучения и старался говорить правильно. Однако это не означает, что человек, который не может читать Куръан как следует, так и будет вознаграждаться вдвойне, если он не станет прилагать все возможные усилия для того, чтобы научиться читать правильно. В этом и заключается смысл слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Читающий Куръан и знающий его наизусть (будет) с благородными и покорными писцами[2], а тому, кто читает Куръан постоянно, испытывая при этом затруднения[3], (полагается) двойная награда» (Этот хадис приводит аль-Бухари)

Если человек услышит чтение Куръана, ему следует хранить молчание и размышлять над смыслом того, что он слышит. Аллах Всевышний сказал: «А когда будут читать Куръан, слушайте его внимательно и молча, чтобы помиловали вас». (Сура аль Араф, 7:204)

Если человек прочтет айат, в котором упоминается о земном поклоне, ему следует, по возможности, совершить земной поклон. Если будет прочитан айат с упоминанием об аде, желательно обратиться к Аллаху с мольбой о защите от огня, если же в айате говорится о рае и его обитателях, желательно обратиться к Аллаху с мольбой о рае.

При использовании айатов Куръана в качестве указания запрещается передавать их по смыслу, а не приводить в подлинном виде. Если человек не помнит наизусть тот айат, на который он хочет сослаться, от цитирования следует воздержаться, поскольку айаты Куръана нельзя передавать ни по смыслу, ни в том случае, когда имеются какие-либо сомнения, ни предположительно. Объясняется это тем, что в подобных случаях есть основания опасаться, что человек либо что-то добавит к словам Куръана, либо не прочтет того, что сказано в том или ином айате.

Исходя из этого, верующий стремится воспринимать Куръан от тех, кто его знает, и изучать его в присутствии таких людей, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда бы ни собирались люди в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, на них обязательно нисходит спокойствие /сакина/[4], и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним[5]». (Этот хадис приводит Муслим)

Верующий ежедневно читает определенную часть Куръана и старается запомнить прочитанное, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Читайте Куръан постоянно, ибо, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, избавляется[6] он быстрее, чем верблюды избавляются от своих пут». (Этот хадис приводит аль-Бухари)

  1. [1]Аллах говорит, что Он Сам позаботится о том, чтобы собрать все содержание Куръана в сердце пророка, салла-Ллаху аляйхи уа саллям, и научить его читать все айаты правильно.
  2. [2]Имеются в виду ангелы, записывающие дела людей и покорные воле Аллаха.
  3. [3] Иначе говоря, прилагает большие усилия для того, чтобы научиться красиво читать Куръан и выучить его наизусть.
  4. [4]В Куръане сказано: «Он − Тот, Кто ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы прибавилось у них веры к их вере» (“Победа”, 4). В комментариях указывается, что известны разные толкования слова “сакина”. Согласно наиболее предпочтительному из них, “сакина” является одним из созданий Аллаха, которое нисходит на человека вместе с ангелами, принося ему милость Аллаха и спокойствие, после чего мирские дела перестают волновать его.
  5. [5]Имеется в виду, что Аллах хвалится ими перед небесными ангелами, воздает таким людям хвалу, принимает их дела и возвышает их.
  6. [6]То есть забывается.